Это был представительный крепкий мужчина тоже за 40, как и она, давно разведен и давно в поиске. Беседа клеилась с переменным успехом, но в конце концов контакт был налажен, после второго бокала вина перешли на «ты». Он проявлял симпатию и ей тоже он вроде начинал нравиться. В какой-то момент она решила задать мучивший ее вопрос:
— А почему ты искал именно отличницу? Почему это было так важно для тебя?
Мужчина уже расслабился от вина и вкусной еды и, уверенный в том, что главная цель достигнута, женщина у него в кармане, решил быть искренним до конца:
— Отличницы – это перфекционистки. Во-первых, они во всем хотят быть лучшими, все делать лучше всех, а я хочу для себя только лучшего. А во-вторых, отличницей легче управлять. Достаточно только намекнуть, что она хоть в чем-то не идеальна, и она уже не видит твои недостатки, а все силы бросает на достижение собственного совершенства.
Ее такой ответ почему-то резанул, но она не сразу поняла, почему. И уже дома она вдруг поняла: да он же просто циничный потребитель и манипулятор! Такой же, как ее первый муж.
— Семья или карьера: этот тест поможет понять, что для вас важнее
Тот тоже почти не хвалил никогда, а она из кожи вон лезла, чтобы соответствовать. Заслуживать каждый день и звание лучшей жены, и лучшей хозяйки, и матери, и любовницы, и в карьере быть успешной, чтобы он гордился перед своими друзьями. Сам при этом не собирался даже палец о палец ударить, он словно бы уже был хорош таким, какой есть по факту.
Только-только отболело все от того развода, только пришла в себя и осознала, как ее технично использовали, не оставляя ей даже права на чувства, кроме тех, которые всем удобны, как предлагают снова войти в ту же воду.
Отличниц в нас распознают мгновенно: мужчины, начальники, друзья. И, буквально чуя в нас страх неудачи, используют каждый в своих целях.
Синдром отличницы и в клинической психологии, и в практической психотерапии очень глубоко изучен. В эту ловушку попадают «хорошие девочки» из дисфункциональных семей, склонные к созависимости, которые легко становятся добровольными заложницами психопатов. Их вечный спутник, ниточки, за которые дергают манипуляторы, – невротический стыд. Их главный запрет – чувствовать злость на других, которые причиняют боль. Они разрешают себе обижаться, жаловаться, но проявить агрессию – значит, разрушить в одночасье свой светлый образ, который строила столько лет. Ее сила – терпение. Она способна вытерпеть очень многое. Ее главный страх – увидеть свою оборотную сторону. Ту «плохую» девочку внутри нее, которую она прячет зачастую сама от себя.
«Я не такая, нет, и не такая». Она строит бастионы в собственной голове против этой «плохой девочки», загоняет ее в подвалы души, пока однажды эта девочка не вырывается наружу. Занимает место «хорошей», и недавняя отличница вдруг начинает куролесить и разрешать себе все, что запрещала. И хамить, и не терпеть, и вступать в случайные связи, и не готовить, и тратить, и… много чего, о чем потом скорее всего, пожалеет. Потом она приходит в себя, выдыхает, понимая, что она просто разная. И что она гораздо больше образа отличницы. И больше образа плохой девчонки. Что жизнь многогранна, а каждая женщина уникальна. И что, загоняя себя в прокрустово ложе обывательских представлений о том, какой нужно быть, чтобы всем угодить, можно лишь медленно, но верно обрести устойчивый невроз вместо счастья.
Комплекс отличницы – это внутренний раскол и отказ от важной составляющей твоей личности, от собственной силы.