Моя профессиональная жизнь делится на два этапа. Первый – когда я был окружен дураками в государственной медицине, и второй – когда стал работать на себя. Прямо как у Шевченко: сначала крепостной, а тогда – свободный человек.
Во мне часто видят банкомат вместо личности. Полагают, зарабатываю кучу денег. А я у своего финансового директора Тамары Сергеевны занимаю деньги.
Любой нейрохирург в США зарабатывает больше президента. И ни один из них не хочет быть главой государства. А мне порой кажется, президент хотел бы стать нейрохирургом.
Любой из образцовых врачей должен быть готов, что окажется вне правил. Вас будут воспринимать, как едете по левой стороне, когда остальные – по правой. Не будут признавать, пока сами не станут такие, как вы. Врач-новатор всегда будет изолирован.
Почти два года был безработным. Меня выгнали из зависти, потому что лечил не так, как говорили. Эта зависть 10 лет назад была деструктивной, хотели навредить. Сейчас она тоже есть, но гораздо более позитивная.
Миром правят нематериальные вещи. За 10 лет я не купил поместье или роскошного авто, но получил авторитет. Это – в сто раз лучше.
Две недели назад звонили друзья из Канады. У мужчины были проблемы со здоровьем, а не знал, какие именно. Ходил по семейным врачам. Там практически не узких специалистов. Если врач написал, что вы здоровы, больше обращаться к медикам не смогут. Вот вам и страховая медицина. В Украине канадца прооперировали, он выздоравливает.
Разочаровывает, что общество переполнено нелегальными деньгами. Во Франции, как только купите автомобиль, вас сразу спросят, где взяли на него деньги. А у нас человек, который официально зарабатывает тысячу гривен, покупает себе Mercedes.
Кто-то сказал, что невозможно управлять коллективом, когда в нем более 10 процентов умных людей. Но моя цель – окружить себя умными. Это ключ к успеху. Подчиненные моложе меня, каждый день меня чему-нибудь. Делают замечания по дресс-коду, советуют учить английский. Это делает меня лучшим.
Жизнь – это пропасть. Только некоторые люди могут через них создавать мосты. Отец говорил: ты должен построить мост и повести по нему людей.
На работе я – деспот. Управлять должен тот, кто оперирует лучше.
Если найдется сильнее меня хирург, он меня должен “съесть”. Мои врачи еженедельно пытаются откусить кусок моего пирога – сделать операцию лучше меня. Я работаю в здоровой конкуренции. Конечно, можно всех “выкосить” и сидеть самому. Но я добровольно поставил себя в такую ситуацию.
Мои знания становятся истинными, когда умею чему-то научить человека. А абсолютно истинными – когда исправляю ошибки других, еще и отвечаю за это.
Для меня есть две категории людей: умные и с долей “не”. Поведение умного человека логическая, предсказуема. Она придерживается своих обещаний. С глупыми пациентами – самое сложное.
Моя цель – окружить себя умными. Это ключ к успеху
Боюсь смерти пациента. Увечья. Потому что это исходит из моих рук, моего мозга, моих действий. В больнице скорой помощи у нас каждый день были 5-минутки. Каждое утро начиналось из списка умерших. Это – неправильно. Люди не могут постоянно говорить о смерти.
Жизнь – это высшее, что есть во Вселенной. Осознание жизни – бесконечное. Это – Космос.
Счастье и полноценность жизни определяет мозг. Можно быть счастливым в примитивных условиях. А несчастным – в максимально комфортных. Где самое большое несчастье? Где люди ходят к психологам? В цивилизованном мире. Цивилизация разрушает многие вещи. Знакомый уехал во Францию, организовал хор. Оказывается, французы потеряли хоровое пение. Мы здесь думаем, который Merсedes купить. А у них хора нет! Потеряли пение, танцы, нормальные свадьбы. Если у нас не будет песни, культуры, языка, традиций – будем несчастны.
Раздражает, что у нас то каникулы, то отпуска. То на Пасху 10 дней выходных, то на Новый год. В Канаде long weekend – когда выходные прошли в пятницу, субботу и воскресенье. Для них это космос – столько дней отдыхать.
Врачи изучают не только пациентов, но и самих себя. Могу за два дня восстановиться. Парком походить, поплавать в бассейне. И сон, здоровый сон. С усталостью нельзя переступать черту.
Здоровый образ жизни ничего не дает. Только расходы. Ну что могут дать лыжи, кроме микротравм? Вот люди с сидячей работой. Их организм приспособился, чтобы хорошо сидеть. Они едут в горы и без всякой подготовки в сосну – бух! Это признак здорового образа жизни?
Мозг – это тайна. Очень сложный механизм. Что это такое – никто не знает.
Или смотреть бокс, или заниматься нейрохирургией. Это противоположные вещи, как печь и холодильник. Люди ради денег подвергают этот сложный механизм, мягко говоря, вибрациям. 20000 смотрят бой. Чем дольше боксер лежит на ринге, тем больше кураж публики. Визуально мозг напоминает студень. Попробуйте тарелку с холодцом ударить, увидите, что будет.
Душа – это выдумки для малообразованных людей. Мозг. Давайте говорить правду: мозг – это мозг, жизнь – это жизнь, а смерть – это смерть. Все. Точка.
Есть очевидные вещи, определенные многотысячной историей человечества. Как вы переходить дорогу, как вести себя на работе. Если человек пренебрегает очевидные вещи, например, опаздывает – это меня раздражает.
Каждый день – отдельная жизнь. Как Солнце встает каждое утро, так и вы начинать день сначала, без прежних заслуг
В людях ценю интеллект и целеустремленность. Увлекаюсь тем, что стоит выше материального – честь, репутация, нравственность.
Много плохих привычек у меня вывела женщина. Взяла – и вывели. Надо, чтобы кто-то смотрел на тебя со стороны.
Не всегда человека можно убедить цивилизованным способом. Объясняешь: этого не делай. Не доходит. Второй, третий раз говоришь – не доходит. Тогда начинаешь кричать. И доходит. Почему? Я не знаю. Мне стыдно кричать на людей. Но другого способа нету.
Красота создает мир. Без нее нет смысла в жизни. Хотя не всегда счастливы – красивые, красивое – полезное, а очень красивое – рациональное.
Несчастному человеку хочется сильнее помочь. Он тоже хочет жить.
Перед сложной операцией ночь с ней сплю. Утром вычисляю работников, не подготовились. Бесов из операционной. Иногда в грубой форме. После операции тоже ночь не сплю – анализирую.
Операция – это многочасовая тысяча действий. Даже в идеально выполненной операции будут помарки. Надо осознавать, что ваше действие – живительная для того, кто лежит на операционном столе.
Нельзя строить жизнь на предыдущих достижениях: написал диссертацию, и к смерти государство платит деньги. Каждый день – отдельная жизнь. Как Солнце встает каждое утро, так и вы начинать день сначала, без прежних заслуг.
Автор: текст: Катерина ГОНЧАРОВА, Таисия ОЛИЙНИК, фото: Ольга КАМЕНЕВА