Волонтеры спасают очередную жертву «групп смерти»
Помощник уполномоченного по правам ребенка Анна Левченко выложила в соцсетях отчаянный пост: фото детской руки с вырезанным на коже кровавым китом и надписью: «Уровни закончены. Обратный отсчет 87. Я проснусь в 4.20. #f57».
Ева из Калуги – жертва «групп смерти», о которых «КП» недавно вспоминала в связи с доведением детей до самоубийства в Пскове. Для тех, кто пропустил: оккупировавшие ВКонтакте преступники специальными методиками и депрессивным контентом вынуждают детей сводить счеты с жизнью. Детям раздают номера и объявляют «обратный отсчет»: через сколько часов они должны умереть.
Смысл происходящего – информационная война или бизнес. Война, потому что, по данным ВОЗ, по числу детских самоубийств Россия занимает первое место в мире. Бизнес – потому что каждая новая смерть это свежие фотографии, больше заходов в группу, больше денег, рекламы.
«Не бойтесь, – пишет Анна, – девочка до сих пор жива, но не благодаря, а вопреки…». И рассказывает историю настолько дикую, что в нее трудно верить.
«Ссылку на аккаунт мне прислали утром в субботу. Просто неравнодушные люди. Я увидела все признаки скорой смерти: девочка уже вырезала кита, а цифру «87» (часов) объявила за два дня до того, в четверг. Скорее всего, счет шел на часы…
Я обратилась к сотруднику Следственного комитета, который тоже входит в состав рабочей группы по противодействию подростковым суицидам, и он ответил: «Пиши заявление или обращайся на горячую линию, но работать все равно начнут в понедельник, лучше сразу звони сотруднику главного управления уголовного розыска МВД, который «курирует» самоубийства».
Анна Левченко выложила в соцсетях отчаянный пост Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети
Звоню.
Ответ: «Суббота, подследственность СКР, пишите, конечно, в понедельник разберемся».
Я спрашиваю: «В понедельник труп будет, что делать теперь?!», – и сотрудник МВД дал мне телефон родителей из Рязани, которые первыми провели расследование по «группам смерти» и опубликовали его в «Новой газете».
За три дня волонтеры выяснили местонахождение девочки, вступили с ней в контакт, привлекли профессионального психолога и держат до сих пор, уже пятый день. Ева рассказала, что недавно потеряла родителей, поэтому не хотела жить.
Я очень надеюсь, что с девочкой все будет хорошо, но меня просто распирает от злости. Почему силовикам было наплевать на смерть ребенка, и для них важнее были выходные?
Почему мы, волонтеры, смогли получить помощь только от таких же волонтеров, но не от государства ни в каком виде?
Почему в России нет киберполиции, способной за минуту установить местонахождение ребенка в отчаянной ситуации по аккаунту в соцсети?
Почему, наконец, ВКонтакте пригрело убийц?
На сегодняшний день есть четкое понимание: администрация социальной сети намеренно противодействует следствию, с чудовищным опозданием выдает айпи-адреса детей, которых можно было спасти, и которых, благодаря неторопливости ВКонтакте, не спасли. ВК сейчас «посылает» даже генералов СКР, которые просят принять конкретные меры для зачистки «групп смерти»…
И получается, что сражаемся за детей, в основном, мы: волонтеры и журналисты. И несколько честных людей в силовых ведомствах».
Добавить к рассказанной Анной горькой правде нечего. Кроме того, что следующим постом общественница обратилась с просьбой к Президенту с просьбой найти управу на ВК.
Все у нас на личной инициативе…